Роман Барабаш и его новогодний фильм «Снегурочка»



В апреле в одном из жилых домов на северо-востоке Москвы, в многокомнатной квартире досняли последние кадры к фильму «Снегурочка», (производства компании Star Media) выход которого планируется к новогодним праздникам. Мария Порошина, Дмитрий Орлов и Илья Древнов расскажут, какие истории случаются с людьми из совершенно разных жизней, и как их друг с другом может связать судьба за неделю до Нового года.

А придумал всю эту историю Роман Барабаш в соавторстве с Татьяной Калужиной, он же стал режиссером фильма, о съёмках которого и рассказал много интересного «Нашему фильму»

Роман, расскажите, пожалуйста, немного о своем ощущении новогоднего фильма «Снегурочка»?

Новогодняя история у меня всегда ассоциируется с какой-то сказкой, может быть потому, что именно в это время каждый человек стремится поверить в волшебство. Каждому хочется, чтобы в его жизни было как можно больше хорошего и доброго, как в детстве, когда мы верили в чудеса и исполнение желаний. Одни хотели стать космонавтами, другие пожарниками, третьи балеринами... у кого-то получилось, у кого-то - нет, но, тем не менее, мечты идущие из детства, остались с нами на всю жизнь. А Новый Год - это именно то время, когда самые заветные желания сбываются. Другого такого праздника, наверное, и нет. Именно поэтому под Новый Год снимают лирические мелодрамы и комедии, ведь в любое другое время в это сложно было бы поверить. Элементы волшебства и случайности здесь намного более оправданы.

Новогодний фильм «Снегурочка» - это мелодрама с элементами комедии. События фильма разворачиваются за неделю до начала Нового Года, когда все от мала до велика вспоминают о своих заветных желаниях и надеются, что накануне этого праздника уж точно что-то произойдет и их жизнь изменится к лучшему. Героиня фильма - успешная бизнес-леди Елена на улице случайно знакомится со Степашкой - маленьким мальчиком из неблагополучной семьи. Степашка принимает ее за Снегурочку и просит, чтобы она передала Деду Морозу его просьбу - дать ему маму...

История, казалось бы, проста, но когда мне, режиссеру, которого привлекают именно мелодрама и комедия, продюсер компании «Star Media» Юрий Минзянов предложил этот сценарий - меня проняло. И хотя я не мог сразу сформулировать, чем же меня привлекла эта история, но сразу же у нас родилась идея добавить в фильм немного волшебства и комедии, сделав еще более интересными ее персонажей. При этом мы старались сделать фильм очень трогательным и правдивым, не упустив в новогодней мишуре человеческие судьбы.

И сильно вы покромсали и изменили первоначальный сценарий?

Мне кажется, что каждый режиссер, когда начинает работать над сценарием фильма, все равно пишет его заново, под себя. Экранизировать слово в слово то, что уже написано - это скорее больше похоже на иллюстрацию, чем на новую картину. Главное уловить суть написанного, то, о чем хотел поведать автор произведения. Этим-то и отличается хороший литературный материал от плохого, ведь можно одно и то же прочитать по-разному.

Почему мы не устаем смотреть спектакли, поставленные по произведениям Чехова? Горького? Уильямса? Потому что каждая трактовка - новая, она включает какие-то интересные своеобразные моменты! В кино то же самое. Если у тебя есть хорошая драматургическая основа, ты можешь искать различные визуальные мотивации героев, которые могут не лежать на поверхности, а быть спрятаны где-то очень глубоко. Это в конечном счете приводит к тому, что образы и произведение в целом становятся многограннее.

Опыт работы с такими новогодними сказками у вас уже был?

Последней моей работой в Украине был детский сериал «Кувыр.com» - небольшие комедийные истории о школьниках в возрасте от 5 до 12 лет. Сейчас он готовится к эфиру. Вообще считается, что работать с непрофессиональными актерами, детьми, животными - невероятно сложно, ведь на съемку необходимо больше времени, не знаешь, как маленький ребенок поведет себя в кадре, куда в итоге побежит дрессированная собака и прочее..., но у меня эта работа вызвала огромный интерес.

Дети и животные? Насколько я помню, в «Снегурочке» присутствует и то, и другое... это как-то повлияло на ваше решение взяться за этот сценарий?

Когда мне предложили почитать сценарий «Снегурочки» и сказали, что там есть и маленький мальчик, и собака - я подумал: «Ну вот! Опять!» Ведь я уже по своему опыту знаю, что снимать маленьких детей - это довольно сложный кропотливый труд, на который требуется время. При этом я прекрасно понимаю, что мы поставлены в жесткие рамки фильмопроизводства, при котором этого времени слишком мало, а снять то хочется хо-ро-шо. Не хотелось упустить историю Матери и Ребенка, в которую должны были поверить зрители. Ведь если человек смотрит и не верит тому, что изначально создает актер, режиссер, сценарист, оператор, продюсер - он тут же переключает канал, выходит из кинотеатра и забывает о фильме.

Именно поэтому кастинг детей на главную роль в фильме был очень сложным, но нам невероятным образом повезло. Удалось за неделю найти в Москве маленького мальчика на роль главного героя Степашки, это - Руслан Щедрин. По моему мнению, такой ребенок - удача для каждого режиссера, каждого фильма. Вот и не верь после этого в чудеса...

Роман, а как вы считаете, потянет ваша работа на нечто незыблемое? Что будут затем крутить из года в год, не забудут?

Каждый режиссер в душе мечтает, чтобы его фильмы смотрели зрители. Хотя бы не один раз. И когда некоторые режиссеры говорят, что фильмы они делают исключительно «для себя», они лукавят, ведь им тоже хочется оставить свой след в вечности. Бывают, конечно, исключения, бывают те, кто работает только для внутренней самореализации, но эти фильмы очень редко кто потом смотрит, в большинстве же случаев это всего лишь внутреннее самолюбование. Хорошо это или плохо, честно говоря, не знаю.

Хотелось бы конечно, чтобы «Снегурочку» по просьбам телезрителей показывали не один новый год, а хотя бы два... (смеется) А вообще-то я надеюсь, что наша история и актеры не оставят зрителя равнодушным. Ведь в большей степени это актерский фильм, ну а актеры у нас молодцы. Не буду лукавить, еще, когда мы работали над сценарием, я представлял себе Машу Порошину в роли главной героини. Но! Я и подумать не мог, что эту роль сыграет именно она!

Как же тогда получилось, что ваши желания сбылись?

Желания режиссера страшная вещь. Иногда ты видишь роль, но не видишь актера, который мог бы ее сыграть, или видишь талантливого актера, но в твоей картине для него нет роли. Поэтому отдельно хочу сказать слова особой благодарности всем актерам, которые пробовались на роли в фильме «Снегурочка», но по тем или иным причинам в нем не сыграли. Я надеюсь, что мы еще поработаем вместе, по крайней мере, я как режиссер, был бы искренне рад этому.

А когда я приехал в Москву на кастинг актеров, креативный продюсер фильма Каргина Алла спросила у меня: «а не хочешь ли ты попробовать на роль главной героини Марию Порошину?» Я замер. Ведь я знал, что Порошина замечательная талантливая театральная и киноактриса, которая всегда загружена работой и постоянно снимается. Договориться с ней о начале съемок через две недели, ранней весной, когда все доснимают уходящую зимнюю натуру - это практически не реально. Но генеральный продюсер компании Star Media Russia Виталий Бордачев отправил Маше сценарий и уже через несколько дней она приехала к нам на пробы...

Как вообще набирали актерский состав? Долго?

В тот момент, когда мы проводили кастинг актеров, честно говоря, мы уложились в скандально короткие сроки. Всех актеров, а это более двадцати человек, мы отобрали за неделю. И это притом, что в фильме заняты, ну очень хорошие актеры: Мария Порошина, Дмитрий Орлов, Татьяна Абрамова, Илья Древнов, Наталья Лесниковская, Михаил Богдасаров и многие другие. Как мне кажется, получилась довольно интересная актерская группа, в которой никто из актеров не «перетаскивает одеяло на себя», и вместе с тем они дополняют друг друга.

Кроме того, уникальность фильма «Снегурочки» состоит еще в том, что мы пригласили на пробы вместе с Машей Порошиной актера Илью Древнова, ее мужа. Для меня, как режиссера, это был довольно рисковый эксперимент, и я объясню почему: если подойдет Маша, не подойдет Илья, как сказать Илье, чтобы его не обидеть? Или наоборот, могло и такое случиться. Но когда мы передали им для проб текст диалога из сцены признания в любви, и они начали играть... в этот момент я осознал, что у них есть та самая живая связь, столь необходимая любым актерам, играющим влюбленную пару. Я утвердил их тут же, без колебаний, и не ошибся.

А как с Дмитрием Орловым? По какому принципу искали актера на роль директора?

Если говорить честно, то мы очень долго выбирали актера на роль директора и вот почему: с одной стороны, и это особенность фильма - у нас нет негативных, точнее сказать злых, персонажей, а с другой стороны - поведение директора уж никак нельзя было назвать правильным, необходимо было дать ему жизненное оправдание своих поступков, свою правду, и вот как раз с этим заданием справлялись далеко не все актеры. И поэтому нам нужен был человек обаятельный и жесткий, но не негативный, внешне сильный и спокойный, но иногда бывающий резким. С этим образом прекрасно справился Дима Орлов.

А еще в фильме «Снегурочка» есть великолепный персонаж, который был талантливо воплощен Таней Абрамовой - это подруга нашей главной героини Карина, которая покоряет сердца мужчин и несет позитивный заряд и долю юмора в течение всего фильма.

А чем лично вам нравится фильм «Снегурочка»?

Наверное, жизненной историей. Мне кажется, что не бывает изначально злых или добрых людей - это очень относительные понятия. У каждого человека есть право на выбор, право выбрать и изменить что-то в этой жизни. И наша героиня делает этот выбор, и выбирает она сейчас, на наших глазах, при том, что вся ее система ценностей терпит крушение: карьера, машина, любимый человек, который тебя не понимает, - все это приводит к душевному надлому, который происходит за неделю до Нового Года. И что? Какие люди остаются с тобой, когда рушится все? Когда ты понимаешь, что человека, который был рядом - уже нет, та работа, ради которой ты строила всю карьеру, - этого не стоит. Что остается после этого? На сколько хватит у каждого человека силы довести начатое до конца? Вот в эти моменты проявляется сила духа нашей героини. Мы, что называется, «не даем готовые рецепты и не вешаем ярлыки», мы «ищем ответ вместе со зрителями». Проще всего было взять того же директора, сделать из него гада, сволочь, и всё... но это было бы не интересно.

Как вы относитесь к своему «детищу»? Есть какие-нибудь недочеты на ваш взгляд? Моменты, которые вас раздражают?

Мне на самом деле повезло. Во-первых, попался хороший сценарный материал, во-вторых, замечательное руководство и продюсеры компании «Star Media» Влад Ряшин, Юрий Минзянов, Артем Долежаль и Виталий Бордачев при уходящей зимней натуре сделали все, чтобы мы смогли снять новогоднюю волшебную историю, в-третьих, замечательная актерская работа: начиная от огромного пса по кличке Жук и заканчивая бомжами (смеется), ну и, конечно же, съемочная группа, которая сразу после окончания съемок заявила о желании снимать «Снегурочку-2».

И последний маленький вопрос - рабочее название фильма «Снегурочка», собираетесь ли вы менять его?

Варианты были, но самые первые названия «Снегурочки» сразу же раскрывали зрителю сюжет. Можно сказать, все «в лоб». Когда же ты называешь просто «Снегурочка», здесь интрига сохраняется. Так что о смене названия пока никто не говорит, хотя в новогодней истории все возможно...
Примечание: к моменту публикации этого интервью название фильма было изменено на «Моя мама-Снегурочка».

Интервью Дарьи Левиной, при содействии компании Star Media