Карен Оганесян: «Мы пытаемся сделать своё кино»



Успешные режиссеры -дебютанты всегда привлекают внимание. Их следующих творений ждут с особым трепетом и некоторой опаской - получится ли не снизить ими же установленную планку. Одним из таких режиссеров является Карен Оганесян, который снял прозвучавший весной этого года фильм «Я остаюсь» с Андреем Краско в главной роли. Сейчас он работает над своей второй картиной - психологическим триллером, рассказывающим о писателе детективных романов и киллере по прозвищу Домовой. Их встреча в корне меняет отношение писателя не только к своим книгам, но и к жизни в целом. Актерский состав фильма «Домовой» по истине звездный - Константин Хабенский, Владимир Машков, Чулпан Хаматова, Армен Джигарханян, Сергей Газаров. Каково это снимать свой второй фильм и чем он будет отличаться от первого, мы попытались выяснить у режиссера прямо на съемочной площадке.

В основе каждого фильма лежит история. «Домовой» - это история убийцы или писателя Антона?

 Любой фильм - это истории разных людей, просто на какое-то время одна из историй становится важнее других. Но это не означает, что другие истории теряются. Когда подобное случается в кино - становится скучно. В нашем фильме все, кто окружает героя, имеют свою историю, и на их фоне его линия становится ярче.

Насколько я поняла, это будет психологический фильм об изменении личности писателя?

Это психологическая история изменения личности и писателя, и Домового, и девушки писателя, и других персонажей. Но основной перелом в жизни действительно происходит у писателя.

В название «Домовой» заложен второй смысл?

Это кличка киллера. Он как домовой - непонятно, откуда появляется и куда исчезает. Его никто не видел, но все о нем слышали.

Что вас привлекло в этой истории?

Во-первых, то, что по жанру это кино отличается от моего первого фильма. Мне не интересно было повторяться. Во-вторых, меня привлекло то, что две абсолютно разных истории писателя и киллера, тем не менее, похожи: и тому, и другому нужно одиночество. Одному - чтобы творить, другому - чтобы убивать.

Сначала появились сценарий, актерский состав, а потом вы или была другая последовательность?

 Сначала мне дали почитать сценарий. Он, правда, потом много раз переписывался. Актерский состав мне в голову пришел почти сразу. И когда я объявил продюсерам, что хочу снять всех этих звезд, они долго на меня молча смотрели, а потом сказали: «Ну, попробуем». И получилось.

Как работается со звездами?

Отлично. Звезды, в первую очередь, - профессионалы. В моей первой картине тоже было много звезд. У меня не было такого: «ой, звезда, боюсь». Наоборот, они хорошо знают своё дело, где надо помогают, где не надо не вмешиваются.

В «Домовом» известные актеры согласились играть, так как знали вас по первому фильму. Но как получилось, что вам удалось их привлечь к работе в «Я остаюсь»?

Не знаю. Чудом получилось. Всем понравилась сама история. Поговорив со мной, актеры поняли, что я абсолютно четко ее понимаю, и ринулись со мной в бой. Машков, кстати, не видел мой первый фильм, мы с ним тоже просто поговорили и сошлись во мнениях. Пока все, с кем я хочу работать, соглашаются. Дай Бог, так будет всегда.

Я знаю, что в Централ Партнершип вы сначала работали режиссером монтажа.

Я и сейчас продолжаю им работать. Монтаж - великая вещь. Не представляя себе, как в итоге соберется фильм, ты не поймешь, как надо его снимать. Ты можешь выкинуть сцены на стадии сценария, не дожидаясь монтажа. Это хорошая тренировка.

Это один ваших секретов?

Это не секрет. Я не пытаюсь что-то скрывать и не считаю, что в чем-то успешнее других.

Тем не менее ваш первый фильм понравился и зрителям, и критикам, и коллегам.

Я не знаю, чего ждут от меня. Но я точно знаю, что многие удивятся тому, что увидят, потому что это совсем другое кино, другая режиссура и другой я. Но для меня главное, чтобы всё было сделано профессионально. Я считаю что режиссер, снявший фильм, который прошел более или менее успешно, не должен повторяться. Нужно снять другой фильм, и этим быть интересным для зрителя.

Однако у этих картин все-таки есть кое-что общее: они о людях, об их отношениях, о душе.

 А мне не интересно снимать поверхностные фильмы, о которых ты забываешь, выйдя из кинотеатра. Фильм должен нести эмоциональную нагрузку. Русское кино всегда было глубоким, а сейчас, к сожалению, появляется много всякой ерунды. Все стали гоняться за спецэффектами, забывая про сюжет. Все научились хорошо взрывать, драться... И что? Мы видели это пятнадцать лет назад. Голливуд все это давно делает, а у нас только деньги появились, и мы ещё не наигрались. Хочется идти вперед, во всяком случае, не так сильно отставать, как сейчас. То, что сейчас происходит в нашем кино, - это ужасно.

Но это лучше, чем в 90-е годы прошлого века?

По сравнению с 90-ми, может, и лучше, но хуже, чем года 4 назад. Тогда все пытались сделать что-то своё. А сейчас почему-то все хотят сделать русское кино похожим на голливудское. Ну, давайте тогда все будем есть только в Макдоналдсе и пить только пепси-колу.

То есть вы не планируете перекинуться на блокбастеры?

Понимаете, можно снять блокбастер, но не по американским лекалам, не с «американскими» диалогами... У нас вообще нет жанрового кино. Что не выходит - то или тупая комедия, или какая-нибудь мелодрама в голливудском стиле. Наше кино должно быть глубокое, душевное, человеческое. В Голливуде есть хорошее кино, но у нас совсем разные объемы производства. У них на 300 плохих фильмов может появиться несколько хороших. А у нас всего выходит 10 картин, и 9 из них - плохие. Возникает ощущение, что у нас все кино плохое. Когда будем снимать такое количество картин, как в Голливуде, может, что-то и будет выстреливать хотя бы два раза в год.

Тем не менее сейчас уже дошло до того, что многие российские фильмы конкурируют друг с другом в прокате. Вот и «Домовой», один из главных релизов будущего года кинокомпании ЦПШ, тоже наверняка будет соперничать с другими русскими картинами.

У них не может быть конкуренции, так же, как и у врачей. Я буду рад, если на какой-то русский фильм пойдут больше, чем на мой, и наоборот. Тут стоит задача, чтобы народ вообще шел на русское кино. Чтобы он понял, что русское кино не умирает. Если благодаря какому-то русской фильму человек скажет, пойдем и другую русскую картину посмотрим, можно будет считать, что это общая победа. Тут конкуренция не друг с другом, а с Западом. Мы должны добиться того, чтобы при выборе, пойти на американский фильм или на наш, зритель выбирал наш фильм. Поэтому говорить, что мы конкуренты - это бред. Мы делаем одно дело.

И всё-таки, скажите, почему зритель выберет «Домового»?

Во-первых, наверняка, ему понравится рекламный ролик, который мы сделаем, во-вторых, такого актерского состава в кино давно не было, и, в-третьих, может, кому-то понравился мой первый фильм, хотя это не критерий. Единственное, что хочу сказать - мы пытаемся сделать своё кино. Дай Бог, всё получится, потому что всё, что вышло до нас, - это повторение чужих фильмов.

Интервью Людмилы Бешировой, фото: Ксения Бубенец, Нора Жанэ