Алексей Гуськов и его кино, сцена и мультфильмы



Заслуженный артист России, лауреат Государственной премии, продюсер, президент анимационной студии, один из ярчайших представителей российского кино, обладающий той самой мужской харизмой и непревзойденным актерским дарованием - все это Алексей Гуськов. Алексей Гуськов родился 20 мая 1958 года в Бжеге (Польша) в семье военного летчика. Отец умер, когда Алексею было всего 7 лет, но мама сделала все, чтобы не было ощущения неполноценной семьи. Алексей рос физически развитым ребенком, увлекался многими видами спорта и об актерской профессии и не помышлял.

Натолкнула его на столь необычный выбор школьная учительница математики, которая как-то в разговоре заметила, что он мог бы попытать счастья в театральном вузе. И тогда, окончив школу, Алексей с успехом сдал экзамены в ... МВТУ им. Баумана. Правда, так и не закончил его. Заболев театром в конце 70-х, Гуськов с первого раза поступил в школу-студию МХАТ.

Сразу по окончании его в 1983 году состоялся дебют актера на сцене театра им. Пушкина в пьесе «Я - женщина». Кино тоже не заставило себя долго ждать, и спустя 2 года Гуськов появился на экране в картине Ильи Фрэза «Личное дело судьи Ивановой». Тот период был непростым в карьере Алексея Гуськова - нестабильность актерской профессии как никогда ярко дала о себе знать именно с середины 80-х. Тогда актер кочевал из одного театра в другой: начав работу на сцене театра им. Пушкина вскоре он покинул его ради театра на Малой Бронной, затем был театр «Детектив» и театр им. Гоголя. В 1994 году Гуськов вернулся в театр им. Пушкина, а в 2003 года вошел в труппу МХАТа им. Чехова.

  В 1991 году на экраны страны вышла лента «Волкодав» и закрепила за актером амплуа бандита, которое его вовсе не устраивало. После очередного приглашения сыграть преступника Гуськов решил порвать отношения с кинематографом на целых 3 года, до того самого момента, когда на экран вышел фильм Георгия Шенгелия «Классик». Эта психологическая драма изменила взгляд зрителей на актера, позволив ему, наконец, вырваться из штампов предыдущих киноработ и предстать в новом образе. В 2000 году, когда на телеэкранах появился многосерийный фильм Александра Митты «Граница. Таежный роман», на Гуськова обрушилась безумная популярность.

Роль офицера Никиты Голощекина, брутального, резкого, порой устрашающего своей силой персонажа, принесла актеру всенародную славу, а вместе с ней и Государственную премию. Также его игра была отмечена на фестивале «Новое кино России» за жанровую точность и профессионализм. Успех сериала был обеспечен еще и простым сюжетом с любовным треугольником в основе, а также удачно подобранным актерским составом, в который вошли Марат Башаров, Ольга Будина, Михаил Ефремов, Рената Литвинова, Елена Панова, Александр Семчев. Через некоторое время приходит еще одна звездная роль - в фильме «Мусорщик», о бывшем киллере, который работает дворником, где пару актеру составила Олеся Судзиловская. Роль была отмечена призом Венецианского фестиваля телевизионных фильмов.

  С 1993 года Алексей Гуськов занимается еще и продюсерской деятельностью, и впоследствии во многих картинах он выступал в качестве актера и продюсера. А в 1994 году, увлекшись производством анимационных фильмов, Гуськов стал во главе анимационной кинокомпании "Фрист.А.Фильм" ("F.A.F.Entertainment").

Помимо непрерывной актерской работы в последние 10 лет («Классик», «Граница. Таежный роман», «Мусорщик», «Участок», «Раскаленная суббота», «Вовочка», «По ту сторону волков», «Дневник убийцы»), Гуськов оставлял время и для театра. Стоит отметить его роль в незабываемой постановке Кирилла Серебренникова «Откровенные полароидные снимки» на сцене театра им. Пушкина.

Гуськов безумно любит свою профессию, но, несмотря на более 30 работ в кино, актер все еще мечтает о большой роли в большом проекте, в котором ставятся серьезные вопросы и актеры вместе со зрителем будут искать на них ответы. Именно подобные роли и должны быть у таких актеров, как Алексей Гуськов, настоящих героев своего времени.

Евгения Жиркина