Чапаев – эпос времён гражданской войны



  Очень может быть, что одним из способов, которым в нашей стране вычисляют иностранных шпионов, является просьба рассказать анекдот про Василь Иваныча, Петьку и Анку. Если человек не в состоянии вспомнить хотя бы одно из творений отечественного устного творчества на тему приключений легендарного красного командира и его соратников, - практически со 100-процентной уверенностью можно заключить, что «казачок-то засланный». Потому что невозможно себе представить, что кто-нибудь, родившийся на просторах бывшего СССР, по крайней мере, года до 1980-го, не слышал о Василии Ивановиче Чапаеве.

Образ этого человека стал такой же неотъемлемой частью нашей жизни, как вечное недовольство гаишниками или любовь к солёным огурцам. И всё благодаря фильму «Чапаев», увидевшему свет в 1934 году.

Попытки вспомнить, когда фильм «Чапаев» в постановке Сергея и Георгия Васильевых в последний раз имел место быть на отечественных телеэкранах, оказались безуспешными и бесперспективными. По этой причине считаю необходимо напомнить молодому поколению зрителей, в чём собственно суть картины.

  Итак, в разгаре гражданская война, на дворе 1919 год. Почти в самой середине России, в районе Уральских гор, дивизия отважного красного командира Василия Ивановича Чапаева после дерзкого рейда по тылам белогвардейских частей укрепилась в этом самом тылу. Отражая редкие атаки находящихся поблизости белых отрядов (которые пока не могут понять, как здесь вообще очутились красные), Чапаев находится в раздумьях - каким же образом теперь завершить свою лихую героическую вылазку? Причём желательно сделать это так, чтобы это завершение получилось не слишком героическим. То есть, чтобы впоследствии Чапаева и его дивизию не вспоминали со словами «Клянёмся отомстить проклятым буржуинам за геройски погибшего в их тылах пролетарского героя Василь Иваныча».

На счастье Чапаева, к нему прибывает в качестве политрука товарищ Фурманов, сам по себе специалист в военном деле не важнецкий, зато пламенный коммунист и идеологически грамотный работник. Он-то и помогает храброму, но политически не слишком образованному (к тому же у Василия Иваныча, как у любого лихого кавалериста сильно выражено чувство свободы, а значит, и присутствует тяга к анархизму) начдиву сплотить отряд. Подтянуть воинскую дисциплину и зажечь сердца бойцов революционным глаголом (а заодно существительным, прилагательным и местами даже союзом). И начинает чапаевская дивизия громить всяких белочехов, каппелевцев и прочую антипролетарскую нечисть направо и налево.

Параллельно с эпохально-военной темой в картине развиваются и два личностных направления. Первое имеет отношение непосредственно к Чапаеву и может быть названо «превращение храброго, тактически талантливого, но идеологически не слишком сознательного командира в настоящего борца за дело революции, ясно понимающего цели и методы движения к победе дела Ленина». Фурманов, по роману которого (книга в свою очередь была основана на дневниковых записях Фурманова, в которых и содержались впечатления о Чапаеве) и был написан сценарий, в фильме ведёт правильную работу и добивается своей цели, то есть перевоспитания Чапаева в предельно сжатые сроки.

  Вторая же сюжетная линия рассказывает о том чувстве, без которого невозможно создание ни одной действительно значительной истории. Речь, само собой разумеется, о любви. И вспыхивает эта любовь между ординарцем Василь Иваныча Петькой и прибывшей в дивизию в составе отряда революционных рабочих девицы Анки. Любовь между двумя молодыми людьми развивается в тех же рамках, что и перевоспитание Фурмановым Чапаева: несознательный герой на глазах зрителей превращается в героя очень даже сознательного. Если первоначально Петька решил добиться взаимности Анки кратчайшим в условиях военных действий путём («Здорово! Как тебя зовут? Приходи сегодня ночью на сеновал...»), то после решительной отповеди девушки в духе «с бабами вы все молодцы, а кто ж тогда воевать будет?», этот разгильдяй преображается. Он клянётся добиться расположения неприступной красавицы, захватывает у белых «языка» и всё-таки завоёвывает взаимность Анки.

К сожалению, счастье влюблённых Петьки и Анки, равно как и влюблённых в дело революции Чапаева и Фурманова оказалось недолгим: белые всё-таки собирают нужные силы и обманом (как им, белым, и полагается) нападают на отряд Чапаева. Несмотря на героическое сопротивление, красная дивизия вынуждена отступить, Чапаев ранен и при попытке переплыть реку Урал подло убит врагами. Но уже на подходе доблестное красноармейское подкрепление, враги будут разбиты, дело революции победит, и в будущем, уж будьте уверены, будет установлена Советская власть. Конец, финальные титры, свет в зале кинотеатра гаснет...

Фильм «Чапаев», вышедший на экраны страны в 1934 году имел колоссальный, нет, колоссальнейший успех. В некоторых кинотеатрах его показывали каждый день в течение двух лет. Он получил множество призов как на внутрисоветских, так и на международных кинофестивалях и конкурсах.

Безусловно, в немалой степени популярность фильма и его главного героя была обусловлена идеологической обстановкой в стране. Великому вождю всех времён и народов товарищу Сталину требовалось дать народу альтернативного героя (настоящих-то в это самое время бросали в лагеря или просто уничтожали). Его можно было легко вылепить с помощью кино. Что и было сделано.

Однако фильм «Чапаев» не смог бы стать столь популярным, а его герой не вошёл бы в число персонажей анекдотов (а ведь это высшее проявление народной любви - сделать киногероя частью фольклора, и такой чести, кроме Чапаева, удостоился только Штирлиц), если бы картина не была по-настоящему талантливой. Признавая профессионализм режиссёров, съёмочной и актёрской групп, необходимо признать, что успех фильма обеспечила в первую очередь гениальная игра Бориса Бабочкина. Роль Чапаева стала для актёра настолько органичной, настолько близкой по состоянию души (кстати, первоначально на роль комдива был утверждён другой артист), что Бабочкин не играл - он просто жил в кадре, отличаясь от себя настоящего только кавалерийской буркой и папахой. Именно благодаря этой органичности столь многие фразы из картины («Тихо! Чапай думать будет!», «А впереди я, на белом коне» и многие другие) стали народным фольклором.

Так что, если вы хотите увидеть, как рождаются легенды, постарайтесь найти и посмотреть фильм «Чапаев» - уверяю, не пожалеете.

Александр Бабицкий