Гостья из будущего, в котором нестрашно жить



- Завербуйся на стройку.
- А как же мать? Она же не переживет!
- Ну... О матери забудь.
- Дурак ты, Фимка!
- А ты - несчастная жертва легкомыслия.
Я видела пятисерийную сагу с философским названием «Гостья из будущего», наверное, раз пятнадцать. Для людей моего поколения - детей восьмидесятых - это по-своему культовый фильм. Современным детям этого уже не понять: каникулы, не нужно гладить пионерский галстук по утрам, гуашью нарисованные аршинные буквы «МУЛЬТФИЛЬМЫ» на афишке перед кинотеатром (какие мультфильмы? боже мой, да какая разница, это же - мультфильмы!).

И... обязательно, как часы, всегда, во время всех каникул и во все сезоны по телевизору - многосерийный фильм про Алису Селезневу, девочку, которая прилетела из будущего.

Фильм сняли по сценарию, основанному на повести «Сто лет тому вперед» известнейшего советского фантаста Кира Булычева, режиссер - Павел Арсенов. Работу закончили в 1984 году, но фильм вышел на Первом канале (кто помнит, как он тогда назывался?) в марте 1985 года.

Сюжет по-детски бесхитростен. Школьник Коля Герасимов, который вышел за кефиром, находит машину времени и попадает в Москву 2084 года. Он видит удивительное будущее - светлое и чистое; умытый зеленый город, спокойные, умиротворенные люди, невероятные технологии, космические полеты ... Но прилетают страшные существа с Сатурна (злые-злые, потому и пираты, правда, последние в Галактике), чтобы похитить миелофон (уникальный прибор, с его помощью можно прочесть мысли любого живого существа, при условии, что у того есть мысли). Коля буквально выхватывает ценный прибор из цепких лап пришельцев и с ним вместе возвращается в свою родную Москву. В командировку за миелофоном отправляется Алиса Селезнева.

Итак, в Москве, 13 апреля 1984 года оказываются: Коля Герасимов с миелофоном, пираты-интервенты с нехорошими намерениями, Алиса без миелофона, но со справедливым желанием вернуть прибор на свое место и в свое время.

С помощью сознательных учеников 6«В» класса 20-й московской школы главные герои вполне успешно справляются с пиратами, восстанавливают историческую (и хронологическую) справедливость, даже заглядывают в свое будущее... В общем, все заканчивается хорошо, только Вертера жаль.

Критика фильм ругала, мол, и сюжетная линия убогая, и характеры подкачали, все ходы ослаблены, нарушена логическая последовательность. Да и вообще, куда это годится: положительный герой - робот! А отличница - слишком уж рафинированная зубрила. Нет, все очень ... непрофессионально, даже крокодил какой-то пластмассовый!

Но разве так уж важно для успеха соблюдение всех киношных стандартов? После первого показа фильма на киностудию им. Горького начали приходить письма: сначала сотни бумажных конвертов, потом - тысячи, а еще позже - сотни тысяч... А потом все сбились со счета. До сих пор, через двадцать с лишним лет, существуют фан-клубы Алисы, информационные ресурсы, посвященные фильму, дети пишут продолжения и признаются в любви!

В чем же успех? Только ли в синих-синих глубоких глазах Алисы? В почти детективном сюжете? В фантастическом наполнении? Может, потому, что Коля - такой обыкновенный, просто мальчик, не очень умный, не самый смелый и не особенно красивый? Или Юля - активистка, каких много?

А может, потому, что будущее в фильме - светлое и ожидаемое. Ведь достаточно чуть-чуть пожить, немножечко подрасти, и жизнь вокруг станет невообразимо прекрасной, интересной, не будет места в ней скучной рутине, работа там - это игра. Можно мысли крокодила подслушать или козла разговаривать научить, или в другую Вселенную улететь, или во времени попутешествовать.

И еще, что очень важно: там, в будущем, нестрашно жить. В восьмидесятых, в Горбачевский период, очень много и с серьезными лицами взрослые говорили о ядерной угрозе, об атомной зиме, о той тонкой нити, на которой балансирует наша несчастная планета. Дети боялись, боялись очень сильно. У нас ведь даже была игра в укрытие! А «Гостья из будущего» - модель прекрасного далека, внушающего чувство защищенности и покоя.

А как же в реальной жизни? Весельчаку У (Вячеслав Невинный) ампутировали ногу, робот Вертер (Евгений Герасимов) подался в политику, Юля Грибкова (Марьяна Ионесян) уехала в Америку и стала бизнес-консультантом. Милый Коля (Алексей Фомкин) спился и сгорел заживо. А Михаил Кононов, он же пират Крыс, скончался 16 июля 2007 года в Москве, после тяжелой и продолжительной болезни. Он уже пятнадцать лет жил в деревне, в кино почти не снимался...

Наталья Гусева (Алиса) не приняла предложений сниматься в «новых русских» шедеврах, ушла из кино, вышла замуж и родила дочку. Теперь она - биолог, правда, на космических формах жизни не специализируется...

 

Наталия Руденко