Даниил Страхов и его мыльные ужасы



В условиях тотального нежелания простого народа читать книжки и думать над умным кино в нашем кинематографе процветает индустрия телесериалов. Эра мексиканского, бразильского и аргентинского мыла уже миновала, а вот «неомыльный» период, где бал правят русские и украинские сериалы, только набирает обороты. Понятное дело, что в связи с этим не могли не появиться актеры, для которых сериалы стали основным родом занятий. Один из них - Даниил Страхов.

С 2003 года он успел сняться в таком количестве сериалов, которому позавидовал бы и Луис Альберто. «Пятый угол», «Маросейка 12», «Сыщики», «Бригада», «Женская логика - 2», «Лучший город земли», «Евлампия Романова», «Всегда говори "Всегда"» - это далеко не полный список его работ. Если прибавить сюда «Бедную Настю» (куда ж без нее?), «Талисман любви» и «Грозовые ворота», то картина начнет вырисовываться вполне однозначная. С количеством серий я на третьей сотне сбилась. Извините уж.

Востребованность Страхова все растет, сериальный опыт ширится, гонорары тоже ползут вверх. Казалось бы, здорово! Однако меня такая популярность все больше тревожит. Дело в том, что съемка сериалов создает некий формат, от которого актерам очень сложно затем избавляться. Темп съемки бешеный, а напряжение колоссальное. Однако со временем актеры привыкают: обрастают заученными интонациями и определенным набором сценических мин. Творческий поиск переходит в привычку. Обычно ничего хорошего из этого не выходит.

Однако действительно ли Даниил Страхов - актер всецело сериальный? Должна признать, что нет. Ибо талант Даниила глубже, его видение мира объемнее, а умение вживаться в образ, и, правда, достойно лучшего применения, нежели роли (да хоть и главные!) в ширпотребных сериалах.

Чего только стоит его Чикатило, а Дориан Грей, а Михаил Платонов, а Николай Аблеухов, а Калигула?! Впрочем, даже если не брать в расчет театральную деятельность Страхова, сила его творческой энергии потрясает, уж простите за излишний пафос.

Взять хотя бы «Детей Арбата» режиссера Андрея Эшпая. Называть эту картину сериалом отчего-то не хочется. Многосерийный фильм звучит приятнее. Юрий Шарок в исполнении Страхова задышал по-новому. Сложное и неоднозначное прочтение характера этого героя Даниил сумел очень удачно реализовать. Да и в «Перегоне» Александра Рогожкина актеру удалось как-то по особенному сконструировать образ Лисневского.

Вообще же, сравнивать телесериалы с полнометражным кино, а уж тем более с театром - стыдно. Кинолента длиной в пару тысяч километров в принципе не может быть сделана очень качественно, так как снимается в бешеных темпах. Учить страницы текста за ночь, проводить на площадке по 10-12 часов, недоедать-недосыпать... все это просто не может не сказаться на конечном продукте. Потому и с актерской игрой в таких тягомотных лентах всегда явная напряженка. Даже замечательные, проверенные временем и народной любовью актеры начинают, как будто хуже играть в сериалах. Чего же говорить о сравнительно молодых артистах? Вот и выходит, что сериалы, которые зачастую являются своеобразной путевкой в жизнь для молодых кинокадров, становятся для них пределом. Печально. Особенно же грустно наблюдать, как талантливые актеры растрачивают свой дар попусту.

В свете этого удивительно видеть, что, несмотря на весь свой потенциал, Страхов продолжает играть в сериалах. В 2007 году должна выйти очередная «мыльная история» - «Судебная колонка». В чем-то такое своеобразное упрямство объясняется фатализмом Даниила: «Я готов следовать велениям судьбы. Потому что сидеть, воротить нос, говорить «Нет, нет, я снимаюсь только в кино», но при этом сниматься в плохом кино, потому что хорошего не предлагают, не хочется». Но с другой стороны, вряд ли это может полностью его оправдать.

Мне как зрителю действительно не хотелось бы, чтобы Страхов превратился в завсегдатая сериального бизнеса. Хватит, насмотрелись уже на мексиканских и аргентинских товарищей, мигрирующих из одного мыла в другое. Но Страхов с завидным упорством продолжает заниматься именно этим. Ролей в театре становится меньше, а вот серий на ТВ - больше. Правда, и популярность растет строго пропорционально отснятым сценам. Но захочет ли Страхов и дальше зарабатывать безоговорочную любовь юных зрительниц и очередное признание себя секс-символом российского ТВ - личное дело актера. Я же постою в сторонке, а по необходимости, может, и некролог чужому таланту состряпаю. Мне не сложно. Обидно только...

Влада Гриневски