Хождение по мукам — кинотрилогия и первый мыльный сериал



Выразить мнение об экранном воплощении такого произведения как «Хождение по мукам» трудно без обращения к первоисточнику — роману Алексея Толстого. Роман-трилогия охватывает период с 1914 года, события революции, гражданской войны и послереволюционного становления советского государства. В центре повествования — история двух сестер из интеллигентной семьи, их взаимоотношения с любимыми людьми на фоне событий тех непростых лет. Расставания и драмы героев, внутренние метания и неумолимое влияние исторических событий не только на мысли и поступки, но и на ход жизни и определило название романа.

Однако, если весь период существования СССР роман не вызывал сомнений в своей достоверности и жизненности, то в наше время он представляется своего рода революционной сказкой. Особенно, его финал  - трудно поверить во внезапно вспыхнувшую любовь  офицера царской армии к советской власти, а главное - полного прощения этой властью людей, которые тем или иным образом активно  с ней боролись. Смутное страшное время было для всей России хождением по мукам, только заканчивались такие истории чаще эмиграцией или преследованиями.

Роман был экранизирован дважды. В 1959 году режиссером Григорием Рошалем была завершена работа над кинотрилогией. В 1977 году выпущен тринадцатисерийный художественный фильм, снятый Василием Ордынским, по тем временам названный киноэпопеей. Сейчас его можно определить как мыльный сериал.

Оговоримся сразу: сравнить эту экранизацию с современным экранным «мылом» по качеству невозможно. «Хождение по мукам» - добротная  работа с подбором именитых и красивых актеров, снятая по всем канонам.

Но, к сожалению, в нем есть такие моменты, которые вызывают стойкое ощущение «мыльности». Во-первых, это -  затянутость. Схематично  прошедшая по главным событиям книги трилогия 1959 года и то в свое время получила долю зрительской критики за затянутость второй серии «18-й год». Что говорить о тринадцати сериях? Учитывая же, что в 1977 году СССР был самой читающей страной, а роман Толстого классикой, такая тяга к детализации кажется странной.

Сериал снимался более семи лет и в некотором роде стал частью жизни снимавшихся в нем актеров. В самом начале картина была закрыта на год из-за того, что режиссер попал в  больницу с инфарктом. Причем, случился он из-за вполне счастливого события - после одобрения нескольких отснятых сцен высшим руководством киностудии и предоставления дополнительной поездки в Париж.

Во-вторых, степень попадания в образ, в роль. Нельзя сказать, что у Нины Веселовской (Даша) и Руфины Нифонтовой (Катя) были какие-то преимущества перед «вторым составом» - Ириной Алферовой и Светланой Пенкиной. Если судить по официальным биографиям, ни у одной из актрис не было за спиной такого же происхождения, как у героинь романа. Совпадает и то, что актрисы были начинающими. И, тем не менее, созданным в кинотрилогии двум одухотворенным  женским образам - веришь. Полностью и безоговорочно: их чувствам, внутреннему благородству, вдумчивости и страданиям.

Эффектной внешности героинь сериала, которыми любовалась вся страна, к сожалению, оказалось недостаточно. Хотя конкурс на роль Кати шел целый год, а режиссер был так уверен в своем выборе, что просил Алферову и Пенкину не сниматься в других фильмах до окончания съемок сериала. Кстати, сама Пенкина утверждала,  что «по характеру она не Катя» и поэтому в игре возникали трудности.

Чуть меньше непопадание относится к мужским ролям. Хотя  актерский состав: Николай Гриценко (Рощин), Вадим Медведев (Телегин), Владлен Давыдов (Бессонов) своей игрой дорисовывают образы офицеров тех времен, запечатленные документальной хроникой. Гриценко своим  умением видеть полную  перспективу образа, сумел передать каждое душевное движение персонажа и воплотить на экране кадрового военного. От изысканного персонажа Давыдова, по  отзывам критиков и зрителей, просто веяло надменностью и холодом эгоизма.

Талантливый актер Юрий Соломин (Телегин) играет не хуже и не лучше Медведева, он играет по-своему, и,  по сути, благодаря этому  является одним из самых «цепляющих» образов телесериала.

В целом, невзирая на высказываемое в рецензиях на экранизацию 1977 года мнение, что сериал превзошел трилогию, на мой взгляд, с этим согласиться трудно, трилогия осталась классикой. 

Дина Сереброва