ТАСС уполномочен заявить — маленькие тайны большой организации



Многосерийный художественный фильм «ТАСС уполномочен заявить» вышел на телеэкраны Советского Союза летом 1984 года — в самый разгар холодной войны. Сценарий самого знаменитого политического детективщика страны Юлиана Семенова был написан на основе реальной шпионской истории агента американской разведки — Александра Огородника. Причем, написан он был по горячим следам и по заказу самого Юрия Андропова. Точнее — сценариев было два, и фильм начинали снимать два раза. После просмотра первоначальной версии, тогдашний руководитель КГБ его забраковал, потребовал переписать сценарий и сменить актеров.

Из актеров, приглашенных для съемок первого варианта, остались только В.Тихонов и Ю.Соломин, надо отдать должное Андропову — выбор был великолепным.

Основа сюжета - разоблачение вражеского  шпиона под кодовым именем  Трианон (Огородник имел такой же позывной) и тактическое противостояние специалистов двух самых знаменитых государственных организаций в рамках надвигающегося военного переворота в одной из стран третьего мира - выдуманного африканского государства Нагонии. Представителю КГБ, чей образ так артистично сумел воплотить на экране Юрий Соломин, удается переиграть  представителя ЦРУ (В. Кикабидзе). Результат закономерен - ТАСС уполномочен заявить о  готовящемся перевороте и роли ЦРУ на весь мир.

Фильм был обречен на успех в  то время не только из-за лихо закрученного динамичного сюжета и интересно подобранного актерского ансамбля. Он немного, совсем чуть-чуть, но приподнимал завесы тайны, окутывавшие самую закрытую организацию советских времен - всесильный Комитет Государственной Безопасности. Кропотливый и незаметный сбор информации, аналитическая работа, связи с информаторами, филигранные психологические ходы в переговорах -  эти детали яркими мазками обрисовали работу контрразведчиков той эпохи.

Фильм наглядно демонстрировал, что рутинная повседневная работа и игры ума подчас могут принести гораздо больше  эффекта, чем напряженные погони со стрельбой. Реальные сотрудники госбезопасности  дали немало советов и раскрыли немало тайн,  благодаря чему  фильм получился вполне реалистичным и правдоподобным. За роль полковника Славина Соломин получил в 1985 году первую премию КГБ. 

Яркой находкой фильма  стала сцена преображения сотрудника госбезопасности  в Трианона  при помощи грима.  На протяжении 10 - 15 минут зритель не сводил напряженного взгляда с экрана - на его глазах совершалось тайное действо, почти чудо - превращение одного человека в другого.

Какого уровня специалисты КГБ курировали съемки  этого фильма можно судить только по одному  факту. Именно консультанты «ТАСС уполномочен заявить» установили, что без вести пропавший в 1942 году отец Вахтанга Кикабидзе  похоронен в Керчи, в  братской могиле.

Невзирая на политизированность, присущую  эпохе  «холодной войны», фильм и сейчас приковывает  внимание динамичностью и логическими ходами сюжета. Во время же первого показа ленты улицы Советского Союза просто вымирали.   Режиссер Владимир Фокин, по его собственным словам, приложил немало сил, чтобы каждая серия картины заканчивалась на самом интересном месте, интригуя зрителя. Для несчастных, не сумевших посмотреть какую-то часть,  в начале новой серии   всегда излагали краткое содержание предыдущих. При общей насыщенности сюжета такой ход был явно не лишним.

К сожалению, для современного показа фильм стараются переформатировать по новому международному стандарту, сократив время показа и увеличив количество серий с 10 авторских до 13. Естественно, качество фильма при этом может пострадать. Кстати, по одной из версий,   в 1984 году фильм вышел на телевизионный экран, не имея копий (что по тогдашним меркам было вопиющим фактом),  а некоторые серии заканчивали снимать за несколько часов до их выхода на экран.

Вполне возможно, что «ТАСС уполномочен заявить» не превзошел по популярности легендарные «17 мгновений весны»,  тем не менее, назвать сериалом эту качественную и интересную работу не поворачивается язык, это -  многосерийное художественное произведение, которое стоит посмотреть хотя бы один раз в жизни. Пересмотреть - захочется.