«Соломенная шляпка» золотая



Соломенная шляпкаКонечно, обычная шляпка, пусть и за 500 франков, не стала бы эпицентром сюжета, если… Этих «если» в водевиле «Соломенная шляпка» видимо-невидимо. Впрочем, как и должно быть в этом жанре комедии, который отличает занимательная интрига или анекдотичный сюжет. А уж водевили известного французского драматурга Эжена Лабиша всегда славились своим остроумием и qui pro quo (лат.), проще говоря - классической путаницей, недоразумением.

«Соломенная шляпка» принесла ему первый большой успех еще в 1851 году и с тех пор не сходила со сцен театров мира.

Если бы Фадинар поехал другой дорогой, если бы его лошадка не была столь своевольной, а соломка на шляпке не была бы такой вкусной....

Соломенная шляпкаС другой стороны, если бы ветреная хозяйка шляпки не бросила бы ее на траву, предаваясь адюльтеру, а ее африканской страсти амант не решил добиться от Фадинара любой ценой приобретения такой же шляпки (или свадьбы не будет!), то... не было бы и сюжета. А, следовательно, не было бы и замечательного музыкального фильма, снятого Леонидом Квинихидзе в 1974 году, признанным мастером в этом жанре. Его «Соломенная шляпка» своей искрометностью, легкостью восприятия, замечательными дуэтами и потрясающей игрой актеров не оставит равнодушным никого.

Итак, начало всему положило желание главного героя, молодого очаровательного рантье, франта и ловеласа жениться на сельской девушке. С чьей стороны это был брак по расчету, так и остается покрытым завесой тайны. Достоверно известно, что жених движется вместе со свадебным экипажем из села в провинциальный городок и решает немного обогнать процессию, чтобы дома проверить готовность к торжеству. И вот тут вступают в силу все перечисленные «если»!

Соломенная шляпкаРезультат - дом рантье оккупирован преступной парочкой, а озадаченный жених мечется в поисках шляпки, параллельно участвуя в собственной свадьбе и стараясь не поссориться с родственниками окончательно.

Обаятельно-наглый пройдоха Фадинар, в исполнении всесторонне одаренного Андрея Миронова, решает достать шляпку любой ценой. Ему это удается без особого ущерба, так же, как удается в день свадьбы не обойти вниманием ни одну из встреченных дам («прощанье не для нас!»). Обманом и шантажом выманив у баронессы де Шампиньи не ту шляпку, разоблаченный Фадинар умудряется выкрутиться и раздобыть если не шляпку, то нужную информацию. Мало того, нечаянно раскрыв тайну шляпки обманутому мужу, сообразительный рантье разыгрывает возврат шляпки и неверной жены как по нотам.

Соломенная шляпкаЕго тесть Нонанкур - почетный член общества садоводов Сиракуз, не расстающийся с эмблемой рода - миртовым деревом, посаженным в день рождения дочери, «старый дикообраз» в исполнении Владислава Стржельчика необычайно органичен и убедителен.

Отдельного разговора заслуживает актерский состав: даже небольшие роли второго плана играют мэтры кинематографа: А.Фрейндлих, М.Козаков, Л. Гурченко, Е.Васильева, И. Кваша, Е. Копелян, М. Боярский, З. Гердт, С. Мигицко. Даже в эпизодической роли фонарщика снят знаменитый драматург Михаил Рощин. Их мастерская игра и замечательные импровизации придали фильму неповторимый лоск и изящество.

Догадался ли наивный зритель середины 70-х годов о нетрадиционных наклонностях де Розальбы (Козаков) с его «милашкой» и «моводеньким пастушком»? Скорее, это озарение пришло позже, тогда же это смотрелось просто эксцентрично.

Невеста мила, наивна и несколько странновата, но, тем не менее, весьма практична - ведь только благодаря ей вовремя обнаружена искомая шляпка.

Ефим Копелян (обманутый муж), не желающий видеть даже очевидных фактов, воплотился в роль даже прической, ярко характеризующей поступки его жены.

Музыкальное оформление фильма (музыка И. Шварца, слова Б. Окуджавы), помимо эстетического значения, еще и отвечает на вопрос о смысле всей этой «штуки». А краткий смысл науки в следующем: «способна даже пригоршня соломы сыграть в судьбе решающую роль».

Дина Сереброва