Новые Бременские – в поисках духа времени



Новые БременскиеТак уж получилось, что вполне благополучный финал сказки братьев Гримм о несостоявшихся музыкантах, поселившихся в разбойничьей избушке с неограниченным количеством еды, чем-то не угодил Гладкову, Ливанову и Энтину, пересочинившим сюжет на новый лад, но этот творческий ход нельзя назвать оторванным от настроений своей эпохи.

Главной особенностью музыкальной дилогии «Бременские музыканты» и «По следам бременских музыкантов» («Союзмультфильм»; 1969 и 1973 гг.) оказалось наличие у четырёх хвостатых артистов художественного руководителя по имени Трубадур.

Всё это окончательно превратило историю бездомных животных в бродячий сюжет о любви бедного юноши и девушки из королевской семьи. Но если какой-нибудь «Летучий корабль» с узко-бытовым представлением о счастье воспринимался сказкой и не более того, то после лихих подвигов независимых артистов хотелось добиваться свободы всерьёз и... дождаться продолжения этого мюзикла. Ведь не могут же обаятельные бродяги оказаться влюблёнными эгоистами, навсегда бросившими своих зрителей и батюшку-короля.

Новые БременскиеИ они появились вновь... тридцать лет спустя. Когда уже уехал в Израиль художник-постановщик Максим Жеребчевский, прежний «Союзмультфильм» приказал долго жить, «главный Трубадур страны» Олег Анофриев поспешно отошёл в тень. А занявший его место Филипп Киркоров, долго отказывался петь с новой Принцессой (Е. Кузьмина) дуэтом, мотивируя это тем, что «его» Трубадур... отец-одиночка.

Да, за столько лет и в сказочном королевстве произошло очень многое. Глупый Король (М. Боярский) впал в долги и утратил королевскую спесь. Атаманша (Н. Бабкина) сделалась главой разбойничьего банка «Бяки-Буки». Гениальный Сыщик (А. Шоу) переметнулся на сторону разбогатевших Разбойников. Скромный акробат Трубадур превратился в избалованную славой звезду эстрады. А его друзья-артисты (группа «Доктор Ватсон») - в престарелых педантов из музыкальной академии. Кроме того, появился новый персонаж - Трубадур-младший (А. Бизеев), которого ни каким уставом не заставишь петь старые детские песни: подавайте ему рок-н-ролл!..

Впрочем, если говорить о достоинствах мультфильма «Новые Бременские» («Киномост»; 2000 г.), наиболее удачен всё-таки репертуар юного сына Трубадура-старшего и новая песенка Королевской Охраны. Первый, хотя и терпеть не может семейные традиции, ещё слишком молод, чтобы раздвоить себя на «старого» или «новых». А вторая, пусть и откровенно отлынивает здесь от должностных обязанностей, в сущности тем и продолжает оставаться самой собой.

Новые БременскиеКуда труднее понять поведение Глупого Короля, в начале мультфильма всё ещё ноющего «такие-сякие», а в конце швыряющего в Атаманшу цветочным горшком.

Или - Гениального Сыщика, поющего о себе песню «Когда-то Сыщик Гениальный Принцессу по приказу спас, но интерес материальный теперь господствует у нас», сразу вызывающую вопрос: у кого это «у нас»? Тем более ни один год нам твердили, что «спас» Сыщик Принцессу за приличное вознаграждение.

Однако действительно не повезло Ослу, Псу, Коту и Петуху, которых, как и их знаменитые ретро-хиты, авторы показали весьма в неприглядном свете. Хотя, не так уж и отпадает от начального замысла, история о дедушке-короле и родителях юного Трубадура, помирившихся ради спасения взятого в заложники ребенка, чтобы доводить до самоотрицания проблемы отцов и детей...

Но не это, конечно, главное. Где находились все эти годы весёлые бродячие артисты? Каким образом их долгое отсутствие повлияло не только на экономическую, но и на культурную жизнь королевства, имеющую к героям и идее самое непосредственное отношение? Ведь родственники и кумовья короля - натуры в первую очередь творческие. И желание завалить их слишком «актуальными» проблемами политического толка превращает жизнеутверждающую сказку в ещё один криминальный боевик, на этот раз, только внешне отразивший особенности наших дней.

Светлана Верхоланцева