Евгений Петросян: старые клоуны тоже когда-то были молодыми



Евгений ПетросянЭто в романтических отношениях от любви до ненависти всего один шаг. А чтобы у широких масс населения восприятие артиста поменялось от восторженно-влюблённого до саркастически-скучающего нужно как минимум несколько лет. Евгений Петросян может не только поделиться опытом подобного «перерождения», но и даже похвастаться неким культовым статусом. Евгений Ваганович Петросян родился в городе Баку 16 сентября 1945 года. Его родители, Ваган Миронович и Белла Григорьевна, были людьми исключительно технического склада ума и профессий.

Отец был математиком, мать инженером. Так что склонность к выступлениям на сцене у Евгения Вагановича видимо от дяди, который, хоть и работал парикмахером, но в юности активно выступал с куплетами.

Евгений ПетросянСам нынешний гуру «аншлагового» юмора вспоминает, что отправной точкой в его судьбе стали выступления в Баку известного в те времена артиста эстрады Розовского. Жене Петросяну в то время исполнилось 12 лет, и он как завороженный смотрел на то, как артист инсценирует юмористический рассказ Виктора Ардова «Укушенный». Причём Розовский играл сразу двух персонажей - больного, пострадавшего от укуса по всем признакам бешеной собаки и медсестры, которая не спешит делать пациенту спасительный укол. Мальчику понравилось не только само выступление, но и та восторженная реакция, которую вызвал в зрительном зале артист. С тех пор главной целью Петросяна было научиться делать так, чтобы и он смог смешить людей.

Первый шаг он сделал сразу же - выучил понравившийся рассказ «Укушенный» и выступил с ним в школе. Смех и аплодисменты школьников, которые с тех пор стали величать его «артистом», навели мальчика на мысль, что у него есть все задатки для осуществления своей мечты. На следующий год он стал участвовать в выступлениях самодеятельности местного Дворца культуры, специализируясь на разговорном жанре - художественном чтении рассказов, фельетонов, басен. В возрасте 15 лет Петросяна уже приняли в труппу Народного драматического театра, где он играл эпизодические и второстепенные роли, в основном острохарактерного плана. Особым успехом у публики стала роль старого рабочего Усть-Мурада в пьесе «Осенние листья», что было отмечено даже в республиканской прессе.

Евгений ПетросянНа фоне своих нешуточных успехов Евгений Петросян после окончания школы в 1961 году решился испытать судьбу и ехать в Москву, несмотря на скепсис родителей, которые не слишком верили в артистические перспективы сына. Зря не верили - уже в семнадцать лет после окончания годичных актёрских курсов Петросян вышел на московскую сцену. Первым амплуа Евгения Петросяна в большом искусстве была роль конферансье эстрадных концертов. Дебют был более чем удачным - как будто специально для него при открытии новой сцены Московского театра эстрады заглавной была выбрана тема «В жизни раз бывает 18 лет». Кому как не вчерашнему школьнику Жене Петросяну было вести концертную программу с таким юным и жизнерадостным названием? И справился он с этой задачей блестяще, сразу показав, что готов работать в традициях лучших русских конферансье, которые не просто объявляли о порядке выхода артистов на сцену, но и сами были артистами, со своими шутками, репризами и репертуаром.

Талант молодого конферансье быстро стал известен в московских артистических кругах и в 1964 году Петросяна пригласил для совместной работы со своим оркестром сам легендарный Леонид Утёсов. В 1969 году Петросян покинул оркестр Утёсова (мэтр покинул коллектив ещё раньше, популярность оркестра стала падать) и на два десятилетия связал свою судьбу с Москонцертом, в котором первые несколько лет выступал в привычном качестве конферансье. Но после того как в 1970 году Евгений Ваганович одержал победу на всесоюзном конкурсе артистов эстрады, он всё чаще стал задумываться о смене творческого направления и «одиночном плавании». Тем более как раз в те времена стали появляться новые талантливые авторы (М. Задорнов, А.Хайт, Л. Измайлов), которые предоставляли очень качественный материал для артистов разговорного жанра. С середины 1970-х годов Петросян переквалифицировался в сольные артисты, а в 1979 году стал одним из основателей, а позднее руководителем Театра эстрадных миниатюр. Так что неспокойную, но крайне благодатную для сатириков вторую половину 80-х Петросян встретил в качестве одного из ведущих эстрадных артистов.

Евгений ПетросянНу, а дальше было триумфальное «шествие» Евгения Петросяна по советским, а затем российским концертным залам и телеэкранам. Диалоги, написанные для него лучшими авторами и несшие в себе множество острых политических и социальных тем, Евгений Ваганович исполнял с разнообразием и смелостью экспериментатора дорвавшегося до свободы от цензуры. Однако период актуальности «юмора от Петросяна» не то чтобы быстро, но к концу 1990-х годов прошёл. Выросло и возмужало новое поколение зрителей, для которых понятные бывшим «совкам» намёки и аллегории были непонятны, а «бородатые шутки» и анекдоты неинтересны.

Новые времена и новые люди требовали нового юмора - и они их получили в крепко вставшем на ноги КВНе, а затем и многочисленных проектах бывших квнщиков. А фамилия Петросяна, по-прежнему занимавшего неплохое эфирное время в выходные дни, стала в устах не слишком признающего старые авторитеты интернет-поколения синонимом плохого шутника, выдающего неудачные шутки. Видимо, Евгений Петросян, блестящий конферансье и талантливый артист, не сумел разгадать самой важной загадки - как почувствовать тот момент, когда постаревшему клоуну нужно уйти на покой, ведь над ним уже не смеются...

 

Александр Бабицкий