Евгений Миронов: монолог от первого лица



Евгений Миронов недаром награжден такой «говорящей» фамилией. Свою роль «Миронова» в XXI веке он играет безупречно. Десятки ролей в кино и в театре - от «Идиота» до «Апостола», от Гамлета до Лопахина. Самые знаменитые режиссеры, самые высокие звания. Он играл у Бортко и Панфилова в кино, у Некрошюса и Штайна в театре. Несомненно, программа фестиваля «Московская премьера» «Семь посвящений. XXI век» не могла не включить в себя один день, посвященный актеру, продюсеру и руководителю Театра наций - Евгению Миронову.

Родился я в Саратове...

Е. М.: Я родился в деревне Татищево Саратовской области и мне всю жизнь это очень помогает. То, что я знал и жил с такими людьми. Они там другие, проще, чем в Москве.

В школе Евгений учился в классе аккордеона, хотя не любил играть на этом инструменте. Его больше привлекало фортепиано, но мама настаивала на аккордеоне: «Всегда с копеечкой будешь - на свадьбах играть».

С самого детства Миронов почувствовал своё призвание и никакой другой мысли, кроме того, что быть актером, никогда и не было. В Саратовское театральное училище поступил легко, а конкурс там был около пятидесяти человек на место. По окончании третьего курса ему поставили «три с минусом», а родителям сказали, что «его надо во фрезеровщики послать».

Е. М.: Слава Богу, что родители тогда не сделали этого. Я им очень благодарен.

Школа-студия МХАТ

Миронову, как и многим талантливым актерам, не так легко давался сложный путь к профессии. Своего учителя Олега Табакова он выбрал по телевизору. Увидел его с учениками в программе, где тогдашняя ученица Табакова Евдокия Германова горячо спорила с ним, и самое главное - на равных.

Евгений решил, что тоже будет учиться у Табакова и поехал в Москву. Приехал именно так как показывают в кино - в шапке ушанке, с чемоданом, полагая, что на первое время, конечно, остановится у Табакова.

Е. М.: Я его ждал у служебного входа в театр. Он приехал на Волге. Я к нему подошел и говорю:

- Я из Саратова
- Ну и что?
- Ну и всё!

Табаков не сразу дал Миронову возможность учиться на уже набранном им актерском курсе. Попросил пройти прослушивание у всех педагогов. Все были против. Студенты посоветовали показаться Авангарду Леонтьеву. Мол, он добрый.

Е. М.: Я тогда не знал Авангарда Леонтьева, считал, что это певец Валерий Леонтьев. Думаю, как интересно - артист преподает в школе-студии МХАТ. Договорились с ним о встрече у входа в театр «Современник». Он выходит.

- Вы Женя?
- Да, но я не вас жду.
- А я - Авангард Леонтьев.

Впрочем, маленькая оплошность не помешала Миронову. Леонтьеву он понравился и ему дали две недели испытательного срока, который он с достоинством выдержал.

Е. М.: В выпускном спектакле «Ундина» мы играли вместе с Володей Машковым. Денег тогда у нас не было, ели плохо. Я был очень худой. Машков решил, что мне надо подкачаться перед премьерой, и мы отправились в подвал заниматься статикой (сдвигание невидимых воображаемых предметов). Я двигал, Машков руководил. В итоге утром меня увезли на скорой. Никакой премьеры, конечно не было. А первое, что я увидел в больничной палате, когда открыл глаза - это был Машков с портретом Кашпировского.

Е. М.: В кино я стал сниматься с третьего курса - раньше Табаков не отпускал. И это правильно, что не отпускали раньше. Режиссеры вешают на актера ярлык - ты герой, ты комик, ты трагик и в итоге актеры играют одни и те же роли всю жизнь. А педагоги стремятся, чтобы актер развивался.

О театре

Когда Миронова в свой спектакль «Ористея» на роль Ореста пригласил знаменитый режиссер Питер Штайн, Евгений поначалу испугался, что Табаков его никогда и ни за что не отпустит.

Е. М.: Получается, что я предаю театр, но это был новый шаг для меня. Для моего развития. Я как будто вырос, может даже из этого подвала. Но я очень люблю его, хоть и не играл там очень давно.

Не сразу, не легко, но Табаков отпустил. Миронов разрывался между репетициями в Табакерке и у Штайна.

Е. М.: После премьеры «Ористеи» вышел ряд статей критиков, где они писали о том, как Штайну не повезло с Мироновым. Но критика только помогает даже плохая, если ты соображаешь. Я тогда сделал главное - я победил себя!

Театр Наций

Год назад Евгений Миронов стал художественным руководителем Театра наций.

Е. М.: В Петровском переулке есть невиданной красоты здание. Театр Наций. Ему 125 лет, это был первый национальный театр в России. Я решил, что там не будет труппы. Знаменитые режиссеры будут приезжать, и ставить там спектакли с русскими актерами. А руководить не трудно, главное собрать команду - сейчас мало профессионалов. Никто не хочет работать - все хотят денег.

В своем театре Евгений хочет видеть настоящие, живые постановки, которые бы не оставались незамеченными зрителем.

Е. М.: В театральном развитии мы остановились где-то в 70-х годах. Театр не работает как должен, он не воздействует на зрителя. А он должен что-то будоражить в людях. Сейчас он стал как кинотеатр. Люди уходят и тут же забывают, что видели.

Сам Миронов сейчас репетирует в «Рассказах Шукшина» латышского режиссера Алвиса Херманиса. Партнершей в спектакле будет Чулпан Хаматова, а премьера состоится на сцене Театра Наций. Репетиции «Рассказов» проходили в местах, где родился Шукшин.

О профессии

Ни для кого не секрет как много актер играет в театре, и с какой честностью он это делает. Тем не менее, как утверждает сам Миронов, никаких особенных способов восстановления после работы у него нет - восстанавливает следующая работа.

Е. М.: Было только одно исключение. Как-то я играл «Гамлета» двадцать два дня подряд. Представляете каждый день мстить за отца?! По-настоящему! По-другому нельзя. После этого я поехал в санаторий, там контингент такой был - от 80 и выше - мой. Как сейчас помню, ходил там с фито-чаем, расслаблялся.

Гамлет, Лопахин, Головлев, Треплев, князь Мышкин, Глеб Нержин.... Это лишь малая часть того, что сыграл Миронов. Далеко не все герои положительные, и конечно все они противоречивые философы.

Е. М.: Я всегда оправдываю своих героев. Это адвокатская профессия. Если не могу оправдать - не играю. Только два раза отказывался от роли - это был Чикатило, и маньяк в фильме Киры Муратовой. Хотя я очень хотел у неё сниматься, но как открыл сценарий, стал читать - ой нет, не могу.

Сегодня Евгений Витальевич Миронов заслуженный и народный артист России, лауреат государственной премии и премии Станиславского, обладатель ТЭФИ, «Золотого орла» и Ники, театральной премии «Чайка» и многих других наград. Сам Миронов к премиям относится спокойно, ведь мастерства актерской профессии они не прибавляют.

Е. М.: Премии - это для мамы. Все они у неё висят. Конечно, приятно, значит, ты что-то сделал стоящее, и это кому-то понравилось. Но на утро я прихожу на репетицию снова голым, как ребенок. И никакой я уже не заслуженный, и не народный!

Мария Терлецкая, фото Ксении Бубенец